История: Социальная сеть древнего Рима

История: Социальная сеть древнего Рима

Сакраментальные надписи типа: “Здесь был Вася” - удел подростков и маргиналов, остановившихся по уровню умственного развития на подростковом уровне. Вот и ученые, которые уже 250 лет раскапывают и изучают погребенные под пеплом Помпеи, исходили из того, что надписи на стенах (весьма, надо сказать, многочисленные) оставил местный плебс: рабы, свободные, но нищие граждане и иже с ними. Правда, судя по надписям на стенах, маргиналы Древнего Рима были весьма образованны и не чужды философскому осмыслению бытия, иначе как объяснить такие вот пассажи: “Однажды ты умираешь и становишься просто ничем” (на фасаде дома Центенария), “Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается” (у двери дома Геркулеса и Нессуса) и т.д.


Разобраться с этим феноменом попыталась молодая американская исследовательница Ребекка Бенефил, занимающаяся изучением классической античности в Университете Вашингтона и Ли. Обнаружив и описав в течение последних 6 лет более 1000 “граффити”, она пришла к сенсационному выводу: стены Помпей, как и других римских городов, были... социальной сетью Древнего Рима. На чем же основано столь смелое предположение?


“Все началось с раскопок четырехэтажной виллы гражданина Мая Кастриция. Стены ее, как и стены других домов в Помпеях, были оштукатурены белым, а потом покрыты яркой краской, именно поэтому рисунки и надписи, выцарапанные на них, сохранились очень хорошо, - рассказывает исследовательница. - Понятно, что внутрь здания ход посторонним был заказан, и тем не менее мы обнаружили на стенах господских покоев множество надписей. Содержание их таково, что не оставляет сомнений в том, что писали их гости, причем хорошо образованные, с ведома и полного одобрения хозяев”. Так, стены гостиной между изящными фресками были исписаны добрыми пожеланиями. Лестничные пролеты - остроумными стихами, причем писали их, судя по всему, несколько человек, состязавшихся между собой.

Проанализировав эти и другие надписи, доктор Бенефил увидела интересные параллели с хорошо нам известными Facebook, “В Контакте”, “Одноклассниками”, Twitter, ЖЖ и другими социальными сетями. Фактически на стенах Помпей можно было встретить все, чем богат современный интернет: доски объявлений (“Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерциев. Еще 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем” (надпись на улице Театров)), гостевая книга города (“Здравия вам, населяющие Помпеи”), сайты знакомств (“Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии” (коридор театра)), приватные чаты (переписка мужчины под ником Secundus (“второй”) и женщины Prima (“первая”), покрывающая стены целого квартала) и откровенный “флюд” (“Я удивлен! О, стена! Только потому ты не в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих”). Однако чаще всего на стенах Помпей встречались “живые журналы”, в которых жители делились всевозможными перипетиями своей жизни, причем в весьма откровенной форме: “Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за все золото мира!” (дом Капрасия Примуса), “Если кто-то не верит в Венеру, им определенно следует поглядеть на мою подругу” (атриум у дома Пинария) и т.д.

“Живые журналы” древних римлян оказались весьма информативными и для исторической науки. Так, после их изучения ученым пришлось пересмотреть многие устоявшиеся постулаты. К примеру, император Нерон в глазах жителей Помпей вовсе не был кровавым тираном, балансирующим на грани безумства. Наоборот, он пользовался всеобщей любовью и почитанием. “Из 100 найденных мной надписей, прославлявших различных императоров, больше половины в той или иной форме были посвящены Нерону, - рассказывает Ребекка Бенефил. - Он был невероятно популярен, и люди действительно любили его. Я находила эти надписи не только у входов в дома богатых, которые были, по вполне понятным причинам, заинтересованы в проявлении лояльности правителю. Надписи попадались мне и в таких местах, где их могли написать только слуги или рабы”.

Image